28.03.2024

Исследовательская работа "Куда девается соль, если растворить её в воде?". Растворение и выпаривание соли опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Как получить соль из морской воды


Получением соли из морской воды человек начал заниматься с незапамятных времен, а конкретнее - тогда, когда появилась в его рационе растительная пища. Технология получения была довольно простой: от моря отделялись участки в виде лагун, в которых под действием солнца вода испарялась, а соль выкристаллизовывалась и осаждалась на дно. Ее собирали и употребляли в пищу.

Основной недостаток такой соли - большое количество «ненужных» для человеческого организма примесей: гипса, аншдрита, сульфата кальция. Однако по мере развития данной технологии было замечено, что соли, содержащиеся в морской воде, можно осаждать раздельно. С этой целью в одних бассейнах (подготовительных) производится осаждение указанных примесей, а в других (осадочных) - осаждение соли. Поваренная соль, полученная таким способом, гораздо чище, приятнее на вкус.

По приведенному принципу работают современные солепред-прнятия. Па Украине это Генический, Геройский сользаводы и сользавод «Соляное».

Как добывается поваренная соль из морской воды?

Предприятия по получению поваренной соли состоят из двух участков: 1) добычи и 2) переработки соли.

Первый участок - бассейновое хозяйство - включает в себя бассейны с перемычками и шлюзами, питательные обводные канавы и канавы для отвода маточного рассола, а также площадки для складирования свежедобытой соли. Бассейны подразделяются по своему назначению на подготовительные, запасные и садочные.

Поваренная соль из морской воды. Технологический процесс добычи поваренной соли включает следующие стадии: подготовку бассейновой системы к испарительному сезону, заготовку садочной рапы и ее хранение, садку, уборку и хранение соли.

В условиях Крыма подготовку бассейнов производят в конце ноября. Для этого оставшуюся соль растворяют морской водой, которую затем, после растворения соли, перекачивают в запасные бассейны.

Далее дно садочных бассейнов выравнивают, с помощью массивной металлической гладилки, представляющей собой сварную раму с ножами и перемещаемой солекомбанном. Дно бассейна после «глажки» просушивают, заливают небольшим слоем воды и оставляют до весны.

Весной бассейны опорожняют, дно выравнивают катками и заливают соответственно подготовленной садочной рапой, получаемой из морской воды путем естественного концентрирования испарением либо в подготовительных бассейнах, либо а естественных озерах (там, где они имеются). Садочная рана хранится в запасных бассейнах, отличительной особенностью которых, от подготовительных и садочных, является большая глубина (около 3 м).


Испарительный сезон на юге Украины и в Крыму начинается в апреле. По мере испарения воды из садочных бассейнов производится их доливка. В это же время происходит и выделение соли на дне бассейнов в виде слоя, толщина которого к концу испарительного сезона достигает 80 мм. Накопившаяся маточная рапа сбрасывается в море или озера. Уборку соли производят комбайнами и складируют здесь же, на берегу, в виде бугров. В буграх соль не только хранится, но и промывается атмосферными осадками.

Соль с бугров, по мере необходимости, с помощью автотранспорта или по железной дороге подается в цех переработки. В этом цехе ее несколько раз промывают садочной рапой с целью отмыть с поверхности ее частиц растворы солей магния. Промытую соль обезвоживают в центрифугах и направляют на сушку, а высушив, измельчают до требуемого помола на вальцевых мельницах и подают на фасовку. Расфасовывают готовый продукт в бумажные пачки (массой 1 кг) на специальных автоматах и направляют потребителям.

На пачках с солью указано, на каком сользаводе она изготовлена, ее помол, способ получения.

Как добыть соль из морской воды? На протяжении веков этот вопрос ставил в тупик моряков, блуждающих по морям, и учеников, точно так же блуждающих по ярмаркам научных проектов. Ответ прост: испарение. Когда вы заставляете морскую воду испаряться (естественным путем или искусственно разогревая ее), в пар превращается одна лишь вода, а соль остается. Обладая этим знанием, довольно легко отделить соль от воды с помощью простых материалов, которые, возможно, уже есть у вас дома.

Шаги

Как провести базовый эксперимент по испарению воды

    Нагрейте воду и добавьте в нее соли, чтобы получить соленую воду. С помощью этого простого эксперимента легко увидеть принципы испарения в действии. Для начала вам понадобится обычная мелкая столовая соль, вода из-под крана, сковорода, немного черного строительного картона и плита. Налейте несколько чашек воды в сковороду и поставьте ее на зажженную горелку. Подождите, пока вода нагреется: ей необязательно закипать, просто, чем она горячее, тем быстрее в ней будет растворяться соль.

    Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Продолжайте сыпать ее по чайной ложке и размешивать. В конце концов, вы достигнете того состояния воды, когда она больше не сможет растворять соль, какой бы горячей она ни была. Это называется линией насыщения воды. Выключите горелку и дайте воде слегка остыть.

    Налейте столовой ложкой воду на темный строительный картон. С помощью черпака или столовой ложки вылейте немного соленой воды на кусок темного строительного картона. Заранее положите этот кусок на тарелку, чтобы не намочить рабочую поверхность или стол. Все, что вам нужно теперь – это ждать, пока вода не испарится. Этот процесс будет происходить быстрее, если оставить картон на солнечном свету.

    Подождите, пока сформируется соль. По мере выпаривания вода будет оставлять после себя миниатюрные кристаллы соли. Они должны выглядеть как маленькие блестящие белые или прозрачные хлопья на поверхности картона. Поздравляем! Вы только что отделили соль от воды.

    • Спокойно соскребите себе немного соли с бумаги, чтобы приправить еду: она должна быть совершенно безопасна и пригодна к употреблению в пищу. Но следите за тем, чтобы не соскрести вместе с ней и частички бумаги себе в еду!

    Как сделать дистиллятор

    1. Начните с кипячения ковшика соленой воды. Простой эксперимент, описанный выше, показывает, как добыть соль из воды, но что, если вы хотите получить еще и менее соленую воду? Дистилляция – вот ответ. Дистилляция – это процесс нагревания воды для ее отделения от других растворенных в ней химикатов, затем – сбор конденсата, который должен быть относительно "чист". В этом случае мы начнем с того, что сделаем несколько чашек соленой воды (читайте выше, как) и закипятим их на плите.

      Прикройте ковшик крышкой, но не полностью. Далее, найдите крышку для своего ковшика (она необязательно должна идеально подходить). Положите крышку так, чтобы какая-то ее часть свисала с ковшика и находилась ниже всех остальных частей. Наблюдайте за тем, как на крышке начинает формироваться конденсат, а затем капать с нее.

      • По мере кипения соленой воды сама вода (без соли) будет превращаться в пар и подниматься из ковшика. Сталкиваясь с крышкой, пар будет слегка остужаться и формировать жидкий конденсат (воду) на нижней части крышки. Эта вода не содержит соль, так что все, что нам остается – это собрать очищенную от соли воду.
    2. Дайте воде накопиться в миске. Так как вода бежит вниз, конденсат с внутренней стороны крышки будет естественным образом собираться в ее нижней точке. Как только его соберется достаточно, он начнет формироваться в капли и падать вниз. Поставьте под эту точку миску, чтобы поймать капли дистиллированной воды.

      • Если хотите, можете спустить от нижней точки крышки в миску длинный, узкий металлический или стеклянный объект (вроде стеклянной палочки для помешивания или термометра): тогда вода будет сбегать по нему прямо в емкость.
    3. Если нужно, повторите предыдущий шаг. Чем дольше кипит вода в ковшике, тем больше дистиллированной воды должно собраться в миске. Эта вода будет лишена большей части соли. Тем не менее, в некоторых случаях небольшое количество соли все же останется. Тогда вам может понадобиться двойная дистилляция: кипячение уже собранной в миску воды для удаления остатков соли.

      • Технически эта вода должна быть пригодна для питья. Тем не менее, если вы не уверены в том, что крышка от ковшика и миска для сбора воды (и металлическая или стеклянная палочка для ее стока, если вы ею пользовались) были чистыми, не стоит ее пить.

    Как воспользоваться необычными методами

    1. Используйте обратный осмос. Методы, описанные выше, − далеко не единственные для отделения соли от воды, просто они самые удобные для большинства людей в домашних условиях. Но еще можно очистить воду от соли с помощью специальных материалов. К примеру, согласно способу, называемому обратным осмосом, можно убрать соль из воды через проницаемую мембрану. Эта мембрана действует как фильтр, пропуская только лишь молекулы воды и задерживая растворенные загрязнители вроде соли .

    2. Добавьте декановую кислоту. Другой способ отделить соль от воды – химическая реакция. Исследования показали, к примеру, что обработка соленой воды с помощью химиката под названием «декановая кислота» − надежный способ удалить соль . После добавления кислоты и легкого нагрева и остужения соль и другие примеси «выпадают» из раствора (то есть затвердевают и оседают на дне). Когда реакция завершена, вода и соль оказываются в двух совершенно раздельных слоях, благодаря чему становится так легко отделить воду.

      • Декановая кислота доступна в магазинах химикатов: обычно она стоит около 30-40$ за бутылочку.

Вероника Тапханаева
Конспект НОД «Выпаривание соли»

Конспект

В подготовительной группе :

Тема : Выпаривание соли

Выполнила : Тапханаева В. А.

Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Картинка с изображением моря, реки, соляного озера; соль пробирка, спиртовка.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) Что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испариться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться : чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (вода в море соленная.) Правильно, вода в море соленная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже соленная. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп , котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленная. (показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была воде, остается. Посмотрите на картинку : соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пищу Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленной воды соль.

У меня стакан с водой, а в банке-соль. Попробуйте ее на вкус - соленная? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача : у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?

Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу : «Воду нужно нагреть» .

Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получиться?

Дети. Вода улетит, а соль остается.

Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль отводы. Чтобы получилось из соленной воды соль, надо из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить , т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?

Дети. Нагреть воду.

Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.

Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.

Педагог спрашивает : «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».

Через некоторое время на дне пробирки начинает появляется соль.

Педагог спрашивает : «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.

Воду из пробирки выпаривают почти до конца , пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.

Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась) . Вода превращается в (пар) . Очень хорошо!

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные исследователи в лаборатории соли» КОНСПЕКТ ПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЛАБОРАТОРИИ СОЛИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. Воспитатель: Боровских Ольга.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию: Рисование по соли «Олешка». Предварительная работа: просмотр мультфильма «Олешка – белые.

Конспект занятия в средней группе «Свойства сахара и соли» Ход непосредственно образовательной деятельности Дети к нам пришло письмо на электронную почту. Что же там написано? Да это же маша нам.

Актуальность. Исследовательская деятельность в детском саду - это весело и увлекательно. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая.

Все ребята очень любят играть с песком и рисовать мелом на асфальте. Мы в нашей средней группе сделали красивую "радугу" в стаканчиках, используя.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Растворение и выпаривание соли

Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами соли (запах, вкус, цвет, растворимость) ;

Развивать познавательную инициативу,

Формировать умение и навыки исследовательской деятельности;

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью

Упражнять в работе с лупами,

Образовательная область «Речевое развитие»

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.

Развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.

Образовательная область «Физическое развитие»

Продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития); зрительная гимнастика – для профилактики близорукости).

Формировать правильную осанку.

Материал и оборудование:

Лупы по количеству детей, соль, контейнеры с водой, (по количеству детей, ложки, салфетки, видео слайды по изготовлению соли.

Ход занятия.

  1. - Ребята, я снова приглашаю вас в нашу лабораторию. Мы будем проводить опыт. Но вначале поиграем.

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Логическая цепочка»

  1. - А что такое опыт? (способы, которыми пользуются ученые при изучении науки; научный эксперимент).

Опыт – это научный эксперимент. Чтобы заниматься наукой, надо быть умным, уметь думать, делать выводы. И мы хотим такими стать. Для этого проведем мозговую гимнастику.

Упражнение 1

И.п. Стоя ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке! Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения. Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются. Рот не зажимать. Губы свободны.

Это упражнение повышает активность человека и заряжает его энергией.

Упражнение 2

Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди. И мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.

В голове появляется ясность, можно быстро собраться с мыслями.

Упражнение 3

Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.

Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия вверх.

Меняем руки. И рисуем левой рукой. Начало влево вверх.

Улучшается зрение.

3. – Пройдем в нашу лабораторию. Садитесь за столы.

Перед проведением опытов прослушайте и запомните правила лаборатории:

Отвечать друг за другом;

Не перебивать друг друга;

Выслушивать ответы товарища до конца;

Отвечать полным предложением.

Что у вас на столах? (чашечка с солью, стакан с водой).

Повторить правила техники безопасности!

Рассмотрите воду. Какая она? (жидкая, прозрачная, без запаха, не имеет формы, пресная, бесцветная).

Рассмотрите вещество в чашечке. Что это? Загадка – подсказка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.) Какая соль? Можно попробовать. (белая, кристаллы).

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская.

Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).

Правильно. В море, океане вода соленая. В мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера.

4. - А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

Какая стала вода? (соленая)

Куда делась соль? (она растворилась)

Осталась ли соль в воде? (да, соль изменила свое состояние)

А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды? Точно нельзя? Как?

(перелить в другой стакан, фильтрование. Любое предположение детей обязательно проверять на опыте)

5. Эксперимент – выпаривание соли в ложке.

Что осталось в ложке? (соль)

Ложка еще горячая, поэтому я сама попробую не вкус – действительно ли это соль? Да, дети, это соль. Значит, предположение оказалось правильным: после нагревания осталась соль.

По окружающему миру при изучении такого вещества, как вода, для изучения ее свойств было предложено провести несколько опытов. Очень кстати, опыт выпаривание соли мы наблюдали, когда были летом на море. Из заснятых фотографий сделали презентацию опыта. Кроме того, в продолжение темы и для изучения растворимости разных веществ в воде, мы очистили грязную морскую соль. Презентацию на тему выпаривание соли и растворимость веществ в воде дочка и представила одноклассникам.

Опыт выпаривание соли в естественных условиях, презентация

Плоская поверхность

плоская поверхность

при волнении моря заливается морской водой

заливается морской водой

эти лужи на солнце

эти лужи на солнце

постепенно высыхают

высыхают

и остается соль

и остается соль

Опыт растворимость веществ в воде (или очистка соли от примесей)

Как очистить соль? Надо использовать тот факт, что одни вещества (соль) в воде растворяются, а другие вещества (грязь, мусор) в воде не растворяются.

Взяли грязную соль

грязная соль

Растворили ее в воде

растворили грязную соль в воде

Грязную соленую воду пропустили через фильтр. Соль с водой через фильтр прошли, грязь задержалась

пропустили воду через фильтр

Чистую соленую воды вылили на ровную поверхность тонким слоем и оставили в теплом месте

чистую соленую воду налили в противень

Вода испарилась — соль осталась

вода испарилась — соль осталась

С помощью знания о растворимости разных веществ в оде получили чистую соль.

чистая соль

И слайд шоу презентации про выпаривание соли и растворимость веществ в воде: