23.04.2024

Кресты (крестцы) — обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.  постная выпечка - жаворонки, лесе


Жаворонки в день 40 мучеников, крестики, лесенки и остальная постная выпечка — это не просто традиционная православная выпечка в вашем доме, но и возможность еще раз собраться семьей за интересным занятием, обсудить смысл праздничного события, порадовать близких. И это те вехи поста, которые очень запоминаются детям.

Как печь жаворонков?

22 марта, на праздник 40 мучеников Севастийских, пекут жаворонков. Для жаворонков раскатать небольшую колбаску теста (рецепт см.ниже), смазать растительным маслом, по желанию посыпать сахаром и корицей, свернуть в жгутик и залепить края, чтобы сахар и корица не высыпались. Затем жгутик свернуть узелком так, чтобы один конц узелка выглядывал наподобие головки птички, другой будет хвостиком. Сформировать клювик и сделать ножницами надрез для большего сходства с клювом. Сделать надрезы ножницами на хвостике (будут пёрышки) и по бокам птички (будут крылышки). Из половинок изюминок сделать глазки. Выпекать в разогретой духовке при температуре 180-200 градусов не более 15-20 минут. Не пересушивать!

На Крестопоклонной неделе (в 2019 году - 31 марта) пекут печенье в форме крестиков, в месте перекладин вдавливают изюм или орешек. В неделю Иоанна Лествичника (в 2019 году - 7 апреля) можно испечь «лесенки» с произвольным числом ступенек. Когда что печь в зависимости от года - уточните в расписании Богослужений .

Самое простое — использовать покупное слоеное или обычное дрожжевое тесто. Если же вы хотите приготовить тесто сами, вот несколько рецептов.

Постное дрожжевое тесто - рецепты

Постное дрожжевого теста с сухими дрожжами

На 2 ст. муки — 1 ст. теплой воды, 1 ч. л. быстродействующих дрожжей, 3 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. сахара, щепотка соли. Ингредиенты перемешать, дать тесту немного подойти. Для сладких пирогов и изделий увельчьте количество сахара.

Если вы будете печь пирог, то для открытого пирога и противня среднего размера мы берем 3 стакана муки. Это тесто простое и вкусное, и даже в дни вне поста в нашей семье мы часто печем пироги именно из этого теста.

Постное тесто - 2 (с живыми дрожжами)

Состав: 1,5 стакана воды (теплой); 0,5 палочки дрожжей (не сухих!); 2 столовые ложки сахара; 1 чайная ложка соли; 3/4 стакана растительного масла (можно от 0,5 до 1 стакана); муки сколько возьмет (примерно 5 стаканов).
В теплой воде с сахаром развести дрожжи, добавить соль, просеянную муку добавлять постепенно и одновременно растительное масло. Замесить тесто не слишком плотное, мягкое, чтобы отставало от посуды и от рук. Хорошо вымесить. Накрыть полотенцем, дать постоять, чтобы как следует поднялось, снова хорошо вымесить. Когда поднимется второй раз, вымесить еще раз, после этого можно раскатывать.

Раскатывать не очень тонко. Пирогам, булочкам перед выпеканием дать расстояться примерно 0,5 часа.

Для смазки жаворонков и других сладких изделий перед посадкой в печь используйте сладкий крепкий чай.

Постные пироги

Начинка для постных пирогов может быть самая разная: картофель, картофель с грибами, мелко порезанными маринованными огурцами и зеленью, капуста, морковь, яблоки.

Пироги хорошо подавать к столу, например, в воскресный день после литургии, чтобы еще раз порадовать семью и подчеркнуть — сегодня особый, праздничный день. А может, на пост пришлось время именин?

Вот еще несколько простых быстрых рецептов постной выпечки из готового слоеного теста — оно продается в магазинах в замороженном виде, как правило, в виде готового пласта, не требует раскатывания — разморозить и творить.

Сладкие фруктовые рогалики из слоеного теста

Разрезать слоеное бездрожжевое тесто на небольшие прямоугольники. В качестве начинки использовать ломтики яблок, твердых груш, в сезон — недозрелых персиков, слив, можно добавить кусочки орехов. Положить немного начинки на середину, защипнуть 2 противоположных конца, выпекать в разогретой духовке при температуре 180-200 градусов до золотистого цвета (около 15 минут). Горячие рогалики посыпать сахарной пудрой, можно смешать пудру с корицей.

Сладкий открытый пирог из слоеного теста

Из слоеного дрожжевого теста можно испечь большой пирог. Разложить тесто на противне, бортики приподнять, выложить фруктовую начинку — все как для рогаликов, можно добавить кружки бананов, варенье (бортики не позволят ему вытечь). На фото — пирог, испеченный в праздник Входа Господня в Иерусалим, поэтому он украшен «пальмовой веткой» из теста.

Ананасные кольца

Вариант посложнее. Вам понадобится слоеное бездрожжевое тесто, 1-2 банки консервированных ананасов кольцами (в зависимости от объема и числа колец) и немного крахмала. Тесто нарезать полосками около 1 см шириной — чтобы проходили внутрь кольца. Кольца окунуть в крахмал, чтобы не выделялся сок. Каждое кольцо обмотать полосками теста через середину и выпекать в разогретой духовке при температуре 180-200 градусов около 15 минут. На фото кольца украшены клубникой, но и без нее получается вкусно.

Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские блюда
70 -я страница раздела

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
Обрядовое печенье
«КРЕСТЫ»
«Вознесенские лесенки»

Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.

«...В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатые и сладкие; где лежат поперечники «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку, выпекали - в утешение для поста...» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

«Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Выпекались и особые именные печенья, которые мать семейства помечала определенными только ей известными знаками и символами. По таким «крестам», вынутым из духовки, можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.

Хорошо пропеченный желто-розовый крест обещает здоровье, успех и благополучие. Печенье с трещинами и надломами сулит трудности и перемены в судьбе. А вот горелый или непропеченный крест предрекает болезни и печаль. Эти последние кресты есть нельзя, их обычно скармливают птицам.



Ингредиенты :
2 стакана муки, 300 г меда, 2-3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм.

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.
Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.
Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.


Ингредиенты :
1 кг муки, 25 г дрожжей, 125 г растительного масла, 1 стакан сахара, 250 г воды, щепотка соли.
Для смазки: сладкий крепкий чай.

Приготовить постное дрожжевое тесто, раскатать его и вырезать выемкой или ножом «кресты».
В центре пересечения перекладин в тесто вдавить изюминки.
Печенье смазать сладким крепким чаем и выпечь в духовом шкафу.


Ингредиенты :
250 г муки, 1 яйцо, 125 г масла, 2,5 ст. ложки сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.

Все продукты соединить, замесить пресное тесто и разделить его на несколько частей.
Каждую часть скатать в виде жгута и уложить их друг на друга крестом.
Печенье положить на смазанный жиром противень и выпечь в духовом шкафу до золотисто-румяного цвета.



  • «Дрожжи» из картофеля.
    В 1 л воды растворяют 100 г сахара, доводят раствор до кипения, добавляют, помешивая, 500 г тертого картофеля и прогревают массу на среднем огне.
    Полученный кисель охлаждают до температуры 28- 30°С, вводят около 50 г дрожжей и дают подняться.
    Полученную закваску используют для приготовления теста (на 100 пирожков - 250 г закваски).
    Хранят ее в холодильнике. В следующую порцию закваски вводят уже не дрожжи, а часть первой закваски (100-150 г).
  • Лестница на небо:
    Обрядовое печенье
    «Вознесенские лесенки»

    Это традиционное печенье готовили как символ "восхождения на небо":
    - на Вознесение Господне (40-й день после );
    - на день поминовения св. Иоанна Лествичника ();
    - в Лазареву субботу, предшествующую ;
    - на 40-й день после кончины для облегчения восхождения души усопшего на небо.

    По народным понятиям "лесенки" облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

    Иногда печенье "лесенки" использовали в ритуалах для повышения плодородия земли и в качестве святой помощи в исцелении больных.

    В зависимости от случая, печенье может быть из постного или скоромного теста, пшеничного или ржаного.

    Печенье "лесенки" разделывают двумя способами:
    - скатывают из теста длинные жгуты, нарезают их на боковины лестницы и перекладины, затем на противне складывают в форме лестницы (иногда "лесенки" делают немного сужающимися к верху);
    - тесто раскатывают в пласт (чаще толщиной около 0,7-1 см), нарезают полосками, из полосок нарезают боковые стойки и перекладины "лестницы" и на противне собирают из них "лесенки".
    Места наложения деталей с помощью щетки или помазка слегка смазывают водой, чтобы тесто лучше слиплось и выпеченные изделия были достаточно прочными.

    Размеры "лесенок" могут быть произвольные, но в некоторых местностях нормировалось количество "ступеней":
    - или 7 - по числу 7-ми небес Апокалипсиса,
    - или 23 - по числу мытарств души на том свете,
    - или 30 - по числу 30-ти глав сочинения Иоанна Лествичника "Лествица райская" ("Скрижали духовные") , представляющего собой описания «ступеней» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к "Лествице" следующим образом:
    «Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.»

    Обычно печенье делают с 7 "ступеньками" или меньше, т.к. при слишком большом размере печенье "лесенки" не имеет достаточной прочности.

    Иногда небольшую "лестницу" выпекали на спине "жаворонка" (называемого в некоторых местностях "куликом").

    Иногда в качестве "ступенек" между двумя тестяными "стойками" укладывали удлиненные пирожки с начинкой. В таком случае "лесенка" делалась большой, на всю длину противня, в качестве вкусного каравая к праздничному столу. Получалось 2 длинных хлебных батона с пирожками между ними.

    Кое-где печенью "лесенки" придавался вид удлиненной лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда накладные тестяные "супеньки" на длинной лепешке заменяли поперечными надрезами ножом.

    В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, который заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или кашей, вареньем или маком, а сверху укладывали плоское тестяное изображение лестницы.

    В некоторых местах "лесенки" пекли из разных видов сладкого сдобного теста просто как вкусное или к чаю ("прикуску"). В этом случае их делали из или теста с добавлением меда, изюма, цукатов и украшали сахарным узором.







    Сочинение относится к разряду аскетической литературы.

    Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:
    "«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии."

    Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющей собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    «Ступени» можно сгруппировать следующим образом:


    Группа Ступени
    Борьба с мирской суетой
    (ступени 1-4)
    Отречение мирского жития
    Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
    Странничество (уклонение от мира)
    Послушание
    Скорби на пути к истинному блаженству
    (ступени 5-7)
    Покаяние
    Память о смерти
    Плач о своей греховности
    Борьба с пороками
    (ступени 8-17)
    Кротость и безгневие
    Удаление памятозлобия
    Несквернословие
    Молчание
    Правдивость
    Отсутствие уныния и лености
    Борьба с чревоугодием
    Целомудрие
    Борьба со сребролюбием
    Нестяжание
    Преодоление преград в аскетической жизни
    (ступени 18-26)
    Искоренение нечувствия
    Малый сон, усердие к братской молитве
    Телесное бдение
    Отсутствие боязливости и укрепление в вере
    Искоренение тщеславия
    Отсутствие гордыни
    Кротость, простота и незлобие
    Смиренномудрие
    Низложение страстей и укрепление добродетелей
    Душевный мир
    (ступени 27-29)
    Безмолвие души и тела
    Молитва
    Бесстрастие
    Вершина пути - союз трёх главных добродетелей
    (ступень 30)
    Вера, надежда и любовь

    «Лествица» также включает в себя «слово особенное к пастырю», которое в отличие от предыдущих глав относится исключительно к наставникам.

    ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ
    преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы

    Содержание:
    Предисловие книги сей, именуемой Скрижали Духовные.
    Слово 1. Об отречении от жития мирского.
    Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире.
    Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира.
    Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании.
    Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице.
    Слово 6. О памяти смерти.
    Слово 7. О радостотворном плаче.
    Слово 8. О безгневии и кротости.
    Слово 9. О памятозлобии.
    Слово 10. О злословии и клевете.
    Слово 11. О многоглаголании и молчании.
    Слово 12. О лжи.
    Слово 13. Об унынии и лености.
    Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
    Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами.
    Слово 16. О сребролюбии.
    Слово 17. О нестяжании.
    Слово 18. О нечувствии.
    Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий.
    Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
    Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
    Слово 22. О многообразном тщеславии.
    Слово 23. О безумной гордости.
    Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.
    Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
    Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.
    Слово 27. О священном безмолвии души и тела.
    Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом.
    Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения.
    Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.
    Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец.

    Полный текст этого сочинения см. на .

    Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:


    Новые сообщения C --- redtram:

    Новые сообщения C --- thor:

    В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. "Жаворонки" – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, "лествица" (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.

    Лествицы, кресты и жаворонки

    Треть стакана растительного масла, треть стакана воды, две ложки меда, ржаная мука – до замеса пластичного теста.

    Вымесить тесто, раскатать тонкими колбасками и сформовать лествицы-лесенки. Количество ступенек не имеет значения.

    Для жаворонков тесто разделяем на шарики размером со среднее яблоко, шарик раскатываем, затем из него делаем колбаску. Заворачиваем колбаску в узелок и из одного кончика формируем головку жаворонка, а из другого – хвостик.

    ***

    По свидетельству знатока народных обычаев Ивана Сахарова, в столичных городах жаворонков украшали особым образом: вставляли глаза-изюминки, голову обмазывали медом, а иногда даже золотили крылышки сусальным золотом - наклеивали пластины тончайшей фольги из этого драгоценного металла и раздавали домочадцам, а также посылали родственникам "в гостинцы детям". В народе считали, что получивший "сороковое печенье" ребенок весь год будет здоровым и послушным.

    Кроме того, "жаворонков" можно было купить в этот день в Москве практически у каждой церкви, но самое лучшее "сороковое" печенье продавали на торгах в Охотном ряду. На этот счет даже придумали поговорку: "В Москве Сорок сороков, да один Охотный ряд".

    Мальчишки и девчонки бегали по улице, подбрасывая и снова ловя "жаворонков", а потом, набегавшись, целовались друг с другом и печенье съедали. А девушки на выданье и юноши отправлялись встречать весну на природу. Обязательно пели песни- веснянки, жгли костры. Те, кто понравился друг другу, после исполнения веснянки дарили друг другу своих "жаворонков".

    ***

    Тетеры (также виту́шки, тетёрки) - обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень.

    Севернорусский аналог бытовавших в разных регионах России "жаворонков", "воробышков", "снегирьков", "куликов", "сорок", "петушков".

    Раньше тетерки делали на воде, из ржаной или житной муки: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут".

    Такое тесто скётся легко и тонко. Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор по движению солнца – по часовой стрелке.

    Хорошо пропечённые тетерки смазывали льняным маслом.

    Из ржаной муки тетерки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку.

    Заготовки выносили на мороз. На холоде они ещё белее становились.

    Раскатывали тесто и вили и тетерок иногда целый месяц. Каждую сделать - это как картину нарисовать.

    Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.

    Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

    Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве. Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта Полезные советы.ру выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2018 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

    Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

    Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

    Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

    Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

    Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

    Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

    История

    В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

    В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

    Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

    Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

    Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

    Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

    Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

    Когда и как проходит крестопоклонная неделя

    Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

    Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

    В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

    Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

    Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

    Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.


    Служба в церкви

    В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

    Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

    По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

    Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

    Традиция — печь печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе

    Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

    Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

    Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

    Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

    «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
    “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
    – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

    И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

    “Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
    “Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

    И еще наставлял Горкин:
    – Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

    Рецепт миндального печенья «Крестик»

    Продукты:

    • 150 г очищенного миндаля,
    • 1⁄2 стакана кипящей воды,
    • 100 г меда,
    • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
    • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
    • 1⁄4 стакана оливкового масла,
    • 250 г пшеничной муки,
    • 50 г ржаной муки,
    • 2/3 пакетика разрыхлителя.

    Как приготовить:

    Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
    Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

    Печенье «кресты» медовое

    Ингредиенты:

    • 2 стакана муки,
    • 300 г меда,
    • 2-3 ст. ложка растительного масла,
    • 100 г очищенных орехов,
    • 1 ч. ложка пряностей,
    • 1 лимон,
    • 1 ч. ложка соды, изюм.

    Приготовление

    Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

    Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

    Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
    Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

    Кресты лимонные

    Потребуется:

    • 250 г постного маргарина,
    • 3 стакана муки,
    • 1 стакан картофельного крахмала,
    • 1 ст. л. разрыхлителя,
    • 2 пакетика ванильного сахара,
    • цедра 1 лимона,
    • 1 стакан воды.

    Печем постное печенье лимонные кресты:

    Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

    Печенье Кресты на огуречном рассоле

    Продукты:

    • 1 стакан огуречного рассола,
    • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
    • 1 стакан сахара,
    • 100 г кокосовой стружки,
    • 2-3 стакана муки.

    Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

    Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

    Постное тесто для печенья Кресты с маком

    Ингредиенты для печенья:

    • 25 г мака,
    • 1 стакан муки,
    • 4 ст. ложки сахара,
    • 5 ст. ложек растительного масла,
    • 0.5 ч. ложки соды,
    • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

    Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе — пошаговый рецепт с фото:

    1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
    2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
    3. Добавить масло.
    4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
    5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

    В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

    Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

    Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

    Печь печенье Кресты на крестопоклонной неделе - давняя русская традиция. Её хорошо описал Иван Шмелёв в своей автобиографической повести "Лето Господне".

    Крестопоклонным называется третье воскресенье Великого поста (в этом году это сегодняшний день - 19 марта), за которым следует крестопоклонная седмица.

    Внедрять ли интересный обычай выпечки символического печенья в своей семье - дело индивидуальное. Я следую этой традиции около 10 лет, и она мне нравится 😉 По-моему, это отличный способ заинтересовать детей - под процесс семейной лепки печенья рассказать об особенностях богослужения и значении этой недели поста.

    Испечь печенье Кресты можно из разного теста - покупного слоёного (из которого также можно сделать , ), ржаного, пряничного (на ) или песочного. Конечно, рассматриваются постные варианты. Я выбрала последний - а-ля песочный, на основе муки, крахмала, воды и подсолнечного масла.

    Сладкое или солёное?

    Раньше Кресты часто пекли с добавлением в тесто не только сахара, но и мёда. Я же больше люблю несладкое печенье, поэтому решила и вам предложить такой вариант.

    Однако, если вы хотите приготовить именно сладкую вкусняшку, то нет ничего проще - исключите из ингредиентов специи и добавьте сахар! Сколько? Зависит от ваших предпочтений. На указанное количество ингредиентов можно взять от 2 столовых ложек до половины стакана.

    Мои же солёные печеньки очень хороши и с чаем, кофе, и с любым соком, компотом, киселём, а также с любым супом или гарниром! 😉 Итак...

    Я использовала следующие продукты:

    • пшеничная мука в/с - 2 стакана (250 г)
    • картофельный крахмал - 75 г
    • фильтрованная вода - 100 мл
    • подсолнечное масло - 100 мл
    • сода - 0,5 ч.л.
    • соль - 0,5 ч.л.
    • универсальная приправа - 1 ч.л.

    Приготовление:

    Хорошо перемешала муку, крахмал и соду. Просеяла их вместе через сито.

    Добавила к ним соль и универсальную приправу.
    Специи можно взять любые другие по вкусу.
    Если у вас в планах сладкое печенье - всыпьте на этом этапе сахар. А можно развести его в воде - особой разницы нет.

    Тщательно перемешала крахмально-мучную смесь с солью и специями. Влила фильтрованную воду. Её температура значения не имеет.

    Следом влила подсолнечное масло. Я взяла душистое, но подойдёт и рафинированное.

    Вымесила мягкое податливое тесто.
    При необходимости можно скорректировать консистенцию, добавив немного воды, если тесто получается немного сухим, или же наоборот - муки, если тесто липнет к рукам. В моём случае этого не потребовалось.

    Разделочную доску присыпала мукой и раскатала на ней тесто в не очень тонкий пласт (чем он тоньше, тем более жёстким будет печенье).

    Часть теста порезала на прямоугольники шириной где-то 2,5 см, а длиной - около 10 см. Это заготовки для вертикальной части крестиков.

    Таким же образом нарезала и чуть более мелкие прямоугольники - примерно 2,5 см х 7,5-8 см. Это для горизонтальных перекладин крестиков.

    Наложила более короткие прямоугольники в горизонтальном положении на более длинные в вертикальном. Их пересечение пришлось на 1/3 часть длины (высоты креста) от верха.
    Я не стала фиксировать точку пересечения, но при желании можно это сделать, вдавив в тесто любой орех. А в случае сладкого варианта - изюм (или часть любого другого сухофрукта), мармелад или что-то другое.

    Выложила крестики на смазанный маслом противень и выпекала при 200"C минут 12-15. Нужно, чтобы печенье лишь подрумянилось, но не прижаривалось. Тогда оно получится нежным и рассыпчатым.

    Вот и готова наша вкусная выпечка, которая является неким наглядным пособием и внешним атрибутом крестопоклонной седмицы, и позволяет нам выделить это событие из будней.

    Ну, а теперь самое время угощать своих домашних этим печеньем в сочетании с любым напитком или блюдом! Впрочем, без всего, с аппетитом, тоже очень вкусно! ;)

    Смотрите анонсы лучших статей! Подпишитесь на страницы Выпечка-онлайн в ,